Основными документами, отражающими процессы ведения хозяйственно-экономической деятельности в сфере перевозок, являются соответствующие журналы.
Ведение журналов обязательно, за это отвечают должностные лица организации: диспетчер, механик (контролер технического состояния), медик (ответственный за проведение предрейсовых медосмотров) и специалист по безопасности дорожного движения.
Видов журналов немало и многие кажутся ненужными, однако при проверке организации сотрудниками ГИБДД, УГАДН, налоговой или трудовой инспекцией все они будут запрошены.
Полный перечень журналов выглядит следующим образом:
За отсутствие наиболее важных журналов (первые четыре в списке) предусмотрена более строгая ответственность, вплоть до уголовной, если транспорт организации попадет в ДТП, в котором пострадают или погибнут люди.
В первую очередь, это журнал выхода на линию и возврата с линии, наличие и ведение которого предусмотрено ст. 16-22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Ведет этот журнал уполномоченное лицо, которое отвечает за техническое состояние подвижного состава организации: перед выездом отмечает по техническому состоянию, время убытия, уровень топлива, комплектность и внешний вид транспорта, а по возвращению — время прибытия, показания спидометра, количество топлива в баке.
За несоблюдение данной нормы предусмотрена ответственность по ст. 12.31.1. КоАП РФ. А если автомобиль попадет в ДТП, в котором пострадают люди, то по отношению к контролеру предрейсового осмотра могут быть применены меры уголовной ответственности (ст. 263.1 УК РФ и 266 УК РФ). Если же уполномоченный на осмотры и ведение журнала сотрудник отсутствует, то ответственность ляжет на руководителя.
Не менее важным является и журнал проведения предрейсовых медицинских осмотров. Медосмотры водителей проводятся медицинскими работниками, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на выполнение услуг по медицинским осмотрам.
Необходимость предрейсовых медосмотров закреплена в ст. 213 Трудового кодекса РФ и ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Ответственность за невыполнение данного требования предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ (штраф для должностных лиц от 15 000 до 25 000 рублей; для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей; для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей) и ч. 2 ст. 12.31.1. КоАП РФ (для граждан штраф 3000 рублей; для должностных лиц — 5000 рублей, для юридических лиц — 30 000 рублей).
* Сейчас возможно получение услуг медицинского осмотра дистанционно, например, у партнера Ассоциации компании «Медпоинт».
Отсутствие журнала предрейсового контроля транспортного средства является также административным правонарушением, может грозить как административным штрафом, так и уголовным наказанием.
Если не провести осмотр ТС перед выездом, работодатель понесет административную ответственность (ст. 12.31.1 ч.3 КоАП РФ): нарушение требований о проведении предрейсового осмотра или ведения журнала регистрации влечет наложение штрафа в отношении водителя — 3000 рублей, на контролера, ответственного за обеспечение БДД, — 5000 рублей, на юридическое лицо — 30 000 рублей). Если в ДТП с участием неисправного автомобиля пострадают люди, лицо, ответственное за выпуск машины в рейс, будет нести уголовную ответственность.
Важным является и журнал регистрации и движения путевых листов. Его ведение обязательно в соответствии с п. 17 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Журнал учета движения путевых листов является внутренним документом организации и необходим, чтобы контролировать, кому из водителей и когда выдали путевые листы, вовремя ли их сдали в бухгалтерию и т. д. Журнал регистрации и движения путевых листов не может служить подтверждающим первичным документом при налогообложении, однако учитываемые в нем путевые листы таковыми являются, поэтому журнал следует вести во избежание утраты путевых листов, которая, в свою очередь, влечет ответственность по ст. 15.11. КОАП РФ.
В оформлении и ведение журналов есть много тонкостей и нюансов, да и время эти процессы отнимают много. Профессиональный юрист Ассоциации может провести аудит журналов, показать и исправить неточности или несоответствия законодательству, а также взять на себя регулярное ведение некоторых из них.