Закрыть
Забыли свой пароль?
Вход для участников

Ведение журналов

Основными документами, отражающими процессы ведения хозяйственно-экономической деятельности в сфере перевозок, являются соответствующие журналы.

Ведение журналов обязательно, за это отвечают должностные лица организации: диспетчер, механик (контролер технического состояния), медик (ответственный за проведение предрейсовых медосмотров) и специалист по безопасности дорожного движения.

Видов журналов немало и многие кажутся ненужными, однако при проверке организации сотрудниками ГИБДД, УГАДН, налоговой или трудовой инспекцией все они будут запрошены.

Полный перечень журналов выглядит следующим образом:

  1. журнал выхода на линию и возврата с линии,
  2. журнал учета результатов технического контроля,
  3. журнал предрейсового медосмотра (если перевозится опасный груз, то обязателен также журнал послерейсового медосмотра),
  4. журнал учета движения путевых листов,
  5. журнал въезда-выезда,
  6. журнал инструктажей водителей по технике безопасности и безопасности дорожного движения,
  7. журнал учета проведения технического обслуживания и ремонтных работ,
  8. журнал учета ДТП,
  9. журнал учета нарушений ПДД,
  10. журнал вводных инструктажей водителей,
  11. журнал инструктажей на рабочем месте,
  12. журнал инструктажей по охране труда,
  13. журнал инструктажа по правилам противопожарной безопасности и электробезопасности,
  14. журнал инструктажа по ГО и ЧС,
  15. журнал учета учебных занятий по безопасности дорожного движения.

За отсутствие наиболее важных журналов (первые четыре в списке) предусмотрена более строгая ответственность, вплоть до уголовной, если транспорт организации попадет в ДТП, в котором пострадают или погибнут люди.

В первую очередь, это журнал выхода на линию и возврата с линии, наличие и ведение которого предусмотрено ст. 16-22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Ведет этот журнал уполномоченное лицо, которое отвечает за техническое состояние подвижного состава организации: перед выездом отмечает по техническому состоянию, время убытия, уровень топлива, комплектность и внешний вид транспорта, а по возвращению — время прибытия, показания спидометра, количество топлива в баке.

За несоблюдение данной нормы предусмотрена ответственность по ст. 12.31.1. КоАП РФ. А если автомобиль попадет в ДТП, в котором пострадают люди, то по отношению к контролеру предрейсового осмотра могут быть применены меры уголовной ответственности (ст. 263.1 УК РФ и 266 УК РФ). Если же уполномоченный на осмотры и ведение журнала сотрудник отсутствует, то ответственность ляжет на руководителя.

Не менее важным является и журнал проведения предрейсовых медицинских осмотров. Медосмотры водителей проводятся медицинскими работниками, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на выполнение услуг по медицинским осмотрам.

Необходимость предрейсовых медосмотров закреплена в ст. 213 Трудового кодекса РФ и ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Ответственность за невыполнение данного требования предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ (штраф для должностных лиц от 15 000 до 25 000 рублей; для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей; для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей) и ч. 2 ст. 12.31.1. КоАП РФ (для граждан штраф 3000 рублей; для должностных лиц — 5000 рублей, для юридических лиц — 30 000 рублей).

* Сейчас возможно получение услуг медицинского осмотра дистанционно, например, у партнера Ассоциации компании «Медпоинт».

Отсутствие журнала предрейсового контроля транспортного средства является также административным правонарушением, может грозить как административным штрафом, так и уголовным наказанием.

Если не провести осмотр ТС перед выездом, работодатель понесет административную ответственность (ст. 12.31.1 ч.3 КоАП РФ): нарушение требований о проведении предрейсового осмотра или ведения журнала регистрации влечет наложение штрафа в отношении водителя — 3000 рублей, на контролера, ответственного за обеспечение БДД, — 5000 рублей, на юридическое лицо — 30 000 рублей). Если в ДТП с участием неисправного автомобиля пострадают люди, лицо, ответственное за выпуск машины в рейс, будет нести уголовную ответственность.

Важным является и журнал регистрации и движения путевых листов. Его ведение обязательно в соответствии с п. 17 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Журнал учета движения путевых листов является внутренним документом организации и необходим, чтобы контролировать, кому из водителей и когда выдали путевые листы, вовремя ли их сдали в бухгалтерию и т. д. Журнал регистрации и движения путевых листов не может служить подтверждающим первичным документом при налогообложении, однако учитываемые в нем путевые листы таковыми являются, поэтому журнал следует вести во избежание утраты путевых листов, которая, в свою очередь, влечет ответственность по ст. 15.11. КОАП РФ.

Ассоциация «ГРУЗАВТОТРАНС» готова привести ваш документооборот в порядок.

В оформлении и ведение журналов есть много тонкостей и нюансов, да и время эти процессы отнимают много. Профессиональный юрист Ассоциации может провести аудит журналов, показать и исправить неточности или несоответствия законодательству, а также взять на себя регулярное ведение некоторых из них.

Будте всегда в курсе важных и актуальных новостей отрасли грузоперевозок