подписаться на новости

Путевые листы: правила заполнения и некоторые нюансы

11.10.2018

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
При этом официальные образцы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (необязательны к применению).

В общем-то, путевой лист, - внутренний документ для ведения внутренней отчетности. В первую очередь, предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути, путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Путевой лист в ПДД: В ПДД фраза "путевой лист" употребляется один раз, в пункте 2.1.1: «Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;"
При этом "установленные случаи" в ПДД не расписаны. Если у вас возникает вопрос, нужен ли путевой лист в вашем случае, вы можете обратиться за консультацией в Ассоциацию.


КОГДА ЗАПОЛНЕНИЕ ПУТЕВОГО ЛИСТА ОБЯЗАТЕЛЬНО?
Статья 6 федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
«Статья 6. Путевые листы
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.»

Последние изменения в путевых листах вступили в силу в декабре 2017 (утв. приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. от 18.01.2017 г.) и от 07.11.2017 № 476). Требования к заполнению путевых листов дополнены новыми обязательными реквизитами. В то же время, отменена круглая печать на форменном бланке, если ее использование не предусмотрено Уставом.

Если организация решила утвердить свою форму путевых листов (с 15 декабря 2017), то следует учесть обязательные требования:
1. Наименование документа, номер и дата его выдачи. При проставлении нумерации необходимо соблюдать хронологию.
2. Срок действия путевки. Максимальный период — один месяц. Здесь нужно понимать, что путевой лист обычно составляется на один рейс сроком до 1 месяца, допускается составлять путевой лист на несколько рейсов, но тогда перед каждым из рейсов должны быть пройдены технический и медицинский контроль.
3. Информация о собственнике автомобиля. Теперь обязательно указывать ОГРН.
4. Информация о водителе транспортного средства (Ф.И.О., номер водительского удостоверения).
5. Сведения об автомобиле (государственный номерной знак, марка).
6. Данные одометра перед выездом в рейс и по возвращении в гараж (на стоянку).
7. Дата и время начала рейса и возвращения на стоянку.
8. Подпись и Ф.И.О. ответственного работника, который указал показания одометра, дату и время.
9. Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Все водители, работающие по найму, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Предрейсовый медицинский осмотр должен быть пройден перед каждым рейсом. Если в штате нет медицинского сотрудника, то осмотр можно проходить в сторонней организации.
10. Штамп, подпись и Ф.И.О. медработника, который провел медицинский осмотр.
11. Информация о прохождении предрейсового технического осмотра с указанием даты и времени (ДД/ММ/ГГГГ, а также часы и минуты).
12. Подпись и Ф.И.О. ответственного за техосмотр транспортного средства (механик, контролер, мастер).
Предрейсовый технический осмотр должен быть пройден перед каждым рейсом. Если в штате нет ответственного за техосмотр, то осмотр можно проходить в сторонней организации. Также любое лицо, имеющее образование не ниже среднего профессионального, может пройти обучение для проведения технических осмотров в различных учреждениях (в каждом крупном городе есть такие учебные центры; получить информацию об обучении в Санкт-Петербурге можно в Ассоциации).

При этом нужно учитывать следующее:
Предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки. Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке. То есть нельзя заключить договор, в соответствии с которым автомобили будут ездить в другую организацию для прохождения предрейсового контроля. Все проверки должны проводиться на месте стоянки до выезда.
В Порядке организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств указано, какие системы транспортного средства должны быть проверены.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОБЛЕМЫ С ПУТЕВЫМ ЛИСТОМ:

1. Отсутствие путевого листа влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Задержания транспортного средства в этом случае не происходит, однако при этом сотрудники имеют право выписать штрафы за отсутствие предрейсового технического и медицинского осмотра. Если же водитель забыл путевой лист, то в судебном порядке отменить данные штрафы возможно.

2. Штраф за отсутствие предрейсового или послерейсового медицинского осмотра предусмотрен частью 2 статьи 12.31.1 КоАП: Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

3. Штраф за отсутствие предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

 ...
Примечание.
За данные административные правонарушения, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Стоит еще добавить, что, казалось бы, отсутствие путевого листа несет гораздо меньшую административную ответственность, однако не стоит забывать, что его отсутствие дает возможность выписать штрафы за отсутствие и предрейсового технического контроля, и предрейсового медицинского осмотра, что существенно увеличит сумму штрафа. Конечно же, если водитель просто забыл путевой лист, отменить штрафы возможно путем обжалования, но это непростая процедура, которая требует доказывания в суде того, что данный контроль и осмотр были проведены. Также при составлении протоколов стоит указать в объяснении водителя, что осмотр и контроль были пройдены, а путевой лист попросту забыт.

Кроме того, ответственность за отсутствие предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и предрейсового осмотра водителя может привести и к уголовной ответственности. Например, статья 264 уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть. Что же это означает? А означает следующее: если криминалистической экспертизой после дорожно-транспортного происшествия, повлекшего тяжкие телесные повреждения или смерть, будет доказано, что данное транспортное средство нельзя было выпускать в рейс или данный водитель не должен был быть допущен до управления, уголовная ответственность может быть возложена на сотрудника, ответственного за данные виды контроля (технический контроллер, врач). Если же данных лиц вообще нет, контроль и осмотр никто не проводил, или же подписи подделаны, к ответственности могут быть привлечены иные лица, которые обязаны контролировать проведение данных проверок (генеральный директор, индивидуальный предприниматель).

С целью повышения правовой грамотности членов Ассоциации, снижения общественной опасности грузового транспорта на дорогах, а так же экономических потерь, Ассоциация «Грузавтотранс» готова консультировать и оказывать юридическую помощь членам Ассоциации по указанным и иным вопросам.


НАЗАД

Будте всегда в курсе важных и актуальных новостей отрасли грузоперевозок